Пишет Regina Angelorum: Чужие среди нас Название: Чужие среди нас (They live) Тип: полнометражный фильм (США) Жанр: фантастическая сатира, прописан также в категориях ужасы, фантастика, боевик, триллер (последние категории с мнением автора поста не совпадают) Год: 1988 Режиссер: Джон Карпентер
Предупреждение: старье, специфический режиссерский почерк Затравка: фанатам "Матрицы" и поклонникам Брэдбери может прийтись по вкусу. читать дальше
Многих отпугивает само понятие «старье», да и избалованным долбисюрраундом и 3D с прочими спецэффектами старые картины смотреть действительно тяжко. А мое детство достаточно осчастливили пираты-энтузиасты, так что у меня иммунитет и на отвратительное качество записи, и на гнусавый перевод (вообще, по-моему, намного хуже многоголосого перевода музыкальная профессиональная переозвучка). Впрочем, приятнее все-таки чистая запись с субтитрами, не спорю.
В основе сценария роман Рэя Нельсона «В восемь утра», который я не читала, а Мэтт Ривз обещал воспроизвести ближе к оригиналу, нежели предшественник. Держу пари, у него выйдет зануднее, чем у первопроходца.
Итак, главгерой по имени Нада (в переводе с испанского - «ничто»), оставшись без работы, отправляется искать благосклонности другого города с огромным рюкзаком, вскоре чужеград доказывает ему, что его родители если не прогадали с выбором имени для своего чада, проявив спонтанный дар провидцев, то крепко подставили своего потомка, влепив ему клеймо никому не нужного неудачника. Отмечу, что композиция картины оставляет простор для скуки: покуда Нада искал работу, а затем ночлег с пропитанием, возникло желание пару раз зевнуть. Развязка, напротив, скомканная и сумбурная вышла, зевать не хотелось, но появилось ощущение, что кто-то включил перемотку. Впрочем, спешка, возможно, оправданная: герою нужно было успеть спасти мир до восьми утра, несмотря на это, следовало все-таки уделить внимание сюжетным переходам.
В поисках средств для жизни Нада встречает доброго, но слегка дикого негра по имени Фрэнк, с которым они вскоре составят героический тандем, как Спартак и Эномай, Робинзон Крузо и Пятница, Кинг Шульц и Джанго, Дездемона и Отелло. Работящий афроамериканец, видя бедственное положение белого парня, приводит бродягу в коммуну, стихийно возникшую посреди урбанистического пейзажа, где раздают бесплатную пищу под открытым небом, а спальню и гостиную с телевизором заменяют лужайки. Сложно понять, кто все эти люди: для бомжей они слишком опрятны и неасоциальны, для хиппи — слишком цивильны, а для обычных горожан чрезмерно маргинальны.
Тоскливая жизнь безработного заканчивается для Нады, когда он находит коробку с волшебными солнцезащитными очками, надев которые он понимает, что оказывается в утопии для масонов и антиутопии для рядовых оптимистов, не видящих параллелей со своей обычной жизнью. Вместо рекламных плакатов и обложек перед глазами скитальца предстают императивные слоганы: «Плодись и размножайся» вместо баннера с сексапильной моделью, «Потребляй» вместо рекламы чипсов, «Подчиняйся» и т. д. Установки слышатся отовсюду: из передатчиков, с экранов телевизоров, между обычными людьми ходят контролеры — гуманоиды с лицами-черепами. В общем, все, как в обычной жизни, только гротескно. Самая смешная сцена, пожалуй, в фильме, разворачивается в магазине, где Нада отдает должное инопланетной эстетике. «Да ты уродина! Ты выглядишь так, будто тебе башку засунули в кастрюлю с кипящей водой, заявил он в лицо чужой, а затем прибавил, указав на простую смертную, - Вот она выглядит нормально».
Разумеется, фильм не столько фантастическая история о вторжении, сколько социальная сатира над обществом потребления и его рулевыми, поэтому можно простить герою неразумность его действий (взять хотя бы сцену в супермаркете). Очки — режиссерское нововведение, в романе их нет и Ривз намерен от них отказаться. Кстати, сдается мне, что в «Матрице» герои носят очки не только из эстетических соображений стилистов, но и из-за отсылки к этой родственной по идее ленте. Когда Нада просит Фрэнка надеть очки, чтобы он увидел реальное положение дел, тот принимает приятеля за сумасшедшего и едва не убивает его в драке, как бы намекая, как упорны и враждебны бывают люди, когда пытаешься открыть их глаза для их же блага...Батальная сцена длится долго, поскольку исполнители ролей — профессиональные рестлеры, а не актеры.
Родди Пайпер (Нада), несмотря на отсутствие актерского образования, выглядит в кадре вполне убедительно, надо сказать, у него очень выразительное и интеллектуальное лицо для представителя силового спорта.
Любителям фона для поедания попкорна, уверена, картина не понравится за отсутствием глянца и головокружительных эффектов.
Жизнь хитра! Когда у меня на руках все карты - она внезапно решает играть в шахматы…
Помню для нас-подростков это было чуть ли не откровение ... Да, было время Фильм, конечно, довольно наивен - инопланетяне просто зашкаливают по нереалистичности. Но, смысл имеется у фильма. Спасибо ностальгию из детства!
Фильм, конечно, довольно наивен - инопланетяне просто зашкаливают по нереалистичности. Но, смысл имеется у фильма.
Спасибо ностальгию из детства!