Павел Клушанцев
06.01.2022 в 13:23
Пишет
geosid:
NASA решило определить фантастическую семерку, сюда определили самых недостоверных фильмы. Кроме этого были выбраны фильмы, в которых фантастическая мысль протекает в правдивом русле. Именно так можно определить творческий путь режиссера, оператора, драматурга и писателя Павла Клушанцева (1910 - 1999) - в кино и в научно-популярной литературе космос вообще и популяризация космических полетов в частности оставались для него главными темами. И, конечно же, фантастика. Павел Клушанцев один из немногих (если не единственный) отечественных режиссеров, за которым на Западе закрепилась репутация именно режиссера-фантаста. Когда в перестроечные годы Джордж Лукас, режиссёр одного из самых кассовых фильмов о космосе “Звёздные войны”, посетил Москву, он попросил организовать ему встречу с маэстро Павлом Клушанцевым. На недоумённый вопрос российских чиновников: «А кто это такой?» - Лукас ответил: «Клушанцев - крёстный отец '' Звёздных войн ''. Без его фантастических фильмов и уникальных технических изобретений я бы не смог даже подступиться к своему фильму». Скудные сведения о Клушанцеве с трудом удалось раздобыть в научно-исследовательском институте кино: «Павел Клушанцев? Да, такой режиссёр работал на киностудии ''Леннаучфильм'', в 1972 году вышел на пенсию, и с этого времени профессиональной деятельностью не занимается». Лукасу солгали. читать дальше
Павел Владимирович Клушанцев был фактически насильно отлучен от кино и на жалкую пенсию доживал с женой свой век в небольшой питерской комнатке. Чиновники сделали все возможное, чтобы эта встреча не состоялась. Но Клушанцева все-таки разыскал другой голливудец – Роберт Скотак, дважды лауреат самой престижной в мире кинопремии «Оскар». Он получил их за разработку специальных комбинированных киносъемок и спецэффектов. Скотак прислал Павлу Владимировичу большое письмо, в котором сообщал, что работает над книгой о технических возможностях кино и что скрупулезно изучил в Синематеке фильмы Клушанцева. Но для него остаются неразгаданными 50 технических приемов режиссера, которые, по его мнению, можно реализовать только с помощью компьютерных технологий. А ведь все свои фильмы Клушанцев снял задолго до их появления. Вскоре в Америку ушла увесистая бандероль с рукописью, в которой Клушанцев без каких-либо условий и просьб об оплате раскрывал свои киношные секреты, подкрепленные детальным описанием и множеством фотографий. Мастер был безмерно рад уже тому, что его вклад в кинематограф по достоинству оценен американскими коллегами. Но и подробные разьяснения Клушанцева не убедили Скотака. И тогда он сам прилетел в Санкт-Петербург. Вскоре, в 1995 году, в 85 летний юбилей Павла Владимировича, в США, на канале Discovery выходят две передачи о нем, подготовленные Скотаком - “The Last Frontier”, а журнал '' American cinematographer '' опубликовал две обширные статьи ''Клушанцев – российский мастер фантастики'', где Скотак детально раскрыл весь творческий путь русского режиссера-подвижника и поставил его в один ряд с признанными гениями мирового кино Джорджем Мельесом, Вильямом Камероном, Джорджем Полом. Скотак, прекрасно знающий “who is who” в кино, откровенно писал, что появлению на экранах удивительно реальных, масштабных сцен в космосе мир обязан не '' Звёздным войнам '' и даже не Стенли Кубрику, который снял свою '' Космическую Одиссею гораздо раньше «Войн» ( в далёком 1968 году), а именно Павлу Клушанцеву и его грандиозному, безпрецедентному космическому киносериалу: “Метеориты” (1947г.), “ Вселенная ” (1951г.), “Дорога к звёздам” (1957г.), “Планета бурь” (1961г.), “Луна“ (1965г.), “Марс“ (1968г.). Российские средства массовой информации не отметили 85-летие мастера научно-популярного кино ни единой строчкой... В самом деле, немного в нашем кино найдется режиссеров, чье творчество столь тесно связано с развитием научно-фантастической тематики. Подавляющее большинство лент Павла Клушанцева напрямую или косвенно связаны с научной фантастикой. Он первым попытался совместить два киножанра - научно-популярное кино и НФ, в результате чего в кино появилось принципиально новое направление - НФ киноочерк (или популярно-фантастический фильм), к сожалению, так и не нашедший в нашем кинематографе последователей. Стенли Кубрик и Джордж Лукас называют Клушанцева своим "крестным отцом" и учителем, на его фильмах изучают операторское мастерство, а известный специалист в области экранных трюков и кинокритик, лауреат "Оскара" Р. Скотак даже специально приезжал в Россию, чтобы расспросить Клушанцева о секретах его уникальных съемок. "За 40 лет американские специалисты так и не смогли разгадать их" - сетовал журнал "Американский кинооператор", в 1996 году посвятивший к 85-летию русского режиссера целых два выпуска. Впору бы гордиться: богата земля русская! Но, как обычно у нас и бывает, в России заслуги Павла Клушанцева все еще недооценены. При подготовке статьи, автор этих строк имел возможность в этом убедиться: даже в НИИ киноискусства оказалось весьма проблематичным найти хотя бы мало-мальски подробные биографические сведения. Окончив в 1930 году операторский факультет Ленинградского фототехникума, Павел Владимирович Клушанцев попал по распределению на киностудию "Белгоскино", на которой почти четыре года работал оператором, но в 1934 году перешел на Ленфильм. Здесь он освоил еще одну профессию - режиссера-постановщика. И если режиссерский дебют - художественный фильм "Семь барьеров" (1935) - ни чем не примечателен, зато вторую картину - фильм "Неустрашимые" (1937) - необходимо упомянуть хотя бы потому, что являет собой типичный образец так называемой "оборонной фантастики" - генерального направления советского кинематографа конца 30-х. Так или иначе, это была первая ступенька к фантастике научной. А вот вторая была сделана в том же году, когда на Ленфильме Клушанцев организовал цех комбинированных съемок (позже он перекочевал на Леннаучфильм). Здесь-то с небольшой командой единомышленников и началось освоение и изобретение "фирменных клушанцевских" кинотрюков, позже реализовавшихся в его научно-популярных и научно-фантастических лентах. А изобретений на счету Клушанцева немало - взять хотя бы разработанный в 1948 году совместно с оператором А. Лаврентьевым люминесцентный метод комбинированной съемки, широко используемый как раз в кинофантастике. В те же годы произошло еще одно немаловажное событие - молодой, но уже маститый оператор Ленфильма, впечатленный трудами Циолковского, увлекся наукой и, в особенности, идеями межпланетных путешествий, что и привело его, в конечном итоге, в научно-популярное кино и НФ. Уже после войны Павел Клушанцев поставил более 100 научно-популярных фильмов и сюжетов, написал около 10 детских научпоповских книг (самые известные - "Станция Луна" и "К другим планетам"), и почти все они были посвящены загадкам Космоса и перспективам освоения космического пространства и планет человеком. Реализоваться многим идеям помешала война. Тут уж нужны были не научно-популярные, а военно-учебные фильмы - их оператор и режиссер Клушанцев и снимал на киностудии "Сибтехфильм". По окончании войны он не вернулся на престижный Ленфильм, а устроился оператором и режиссером-постановщиком на более чем скромную в финансовом и техническом отношениях Ленинградскую киностудию научно-популярных фильмов, с которой связана вся дальнейшая творческая судьба Клушанцева. Техническая база Леннаучфильма может и была одной из беднейших в Союзе, но именно здесь по настоящему раскрылся талант Клушанцева - кудесника камеры и монтажа, стремительно завоевавшего репутацию одного из лучших, многократно премированных постановщиков отечественного научно-популярного кино.... Но это не все. Читайте по ссылке
URL записи